О службе ранней помощи

Что такое служба ранней помощи?

Программы раннего вмешательства (early interventional programs) были впервые разработаны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни. Их цель –  как можно раньше  выявить проблемы или нарушения в развитии ребенка и оказать соответствующую помощь ребенку и его семье.

Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Согласно Концепции, принято использовать термин «ранняя помощь» вместо термина «раннее вмешательство»

Согласно своей цели, программы ранней помощи охватывают период с момента рождения ребенка  до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).

Программы ранней помощи предназначены для всех семей с детьми, имеющими риск отставания или нарушения в развитии. Иногда с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов в его развитии. Часто это касается детей, которым сразу после рождения был поставлен диагноз (например, синдром Дауна), детей, родившихся недоношенными, с малой массой тела, или детей, которые были прооперированы сразу же после рождения. Даже до того, как ребенок будет выписан домой из больницы, родители могут нуждаться в консультации специалистов по ранней помощи о том, как развивать ребенка. Некоторые дети могут появиться на свет без каких-либо проблем, но их развитие может происходить медленнее, чем у остальных детей, или отличаться от типичных образцов развития.

Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни. А именно:

  • Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)
  • Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
  • Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
  • Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
  • Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).

Индивидуальные программы ранней помощи носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами.

Общая информация

Какие шаги необходимо предпринять семье, чтобы попасть в программу ранней помощи?

Шаг 1. Первичное обращение

Для того чтобы записаться на консультацию в службу ранней помощи МБДОУ д/с №1 «Звездочка», необходимо позвонить по телефону +7(4112) 31-94-98

Мы зафиксируем ваше обращение, а также ответит на интересующие Вас вопросы. В течение 1 недели Вам перезвонят и пригласят на первичный прием.

Шаг 2. Заполнение анкет развития

Перед первым посещением нашей службы просим Вас обязательно ознакомиться и заполнить указанный специалистом вариант оценочных шкал развития (Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3,5 лет»), опросник M-CHAT и др.

Также на приеме желательно иметь с собой всю имеющуюся медицинскую документацию.

Шаг 3. Первичный прием

Первый прием проводят 3 специалиста – дефектолог, логопед и психолог

В ходе беседы с родителями, наблюдения за свободной игрой ребенка, игрового контакта с ребенком специалисты оценят актуальные навыки и сильные стороны малыша, обсудят результаты оценки по шкале KID или RCDI, и в заключении сделают выводы – имеются ли у ребенка ограничения жизнедеятельности, и какая программа поддержки ему рекомендована.

Шаг 4. Решение об участии в программе ранней помощи и планирование оценочных процедур

Для качественного составления Индивидуальной программы ранней помощи и планирования целей вмешательства специалистам потребуется несколько встреч для проведения углубленной оценки навыков, сбора информации о ежедневных жизненных ситуациях, в которых ребенок регулярно оказывается. Ведущий специалист совместно с семьей обсуждает план проведения оценочных процедур и дату предполагаемого начала реализации программы.

Консультирование/ составление рекомендаций

В случае отказа родителей от услуг службы ранней помощи, специалистами службы могут быть даны рекомендации родителям по дальнейшей поддержке развития ребенка. В любом случае, за семьей оставляется право повторного обращения в службу ранней помощи.

Специалисты ранней помощи

В группе «Служба ранней помощи» работает:

  • педагог-психолог,
  • учитель-дефектолог,
  • учитель-логопед,
  • инструктор по ЛФК,
  • музыкальный руководитель
  • массажист и детский невролог (по запросу)

На основании проведенной оценки специалисты планируют и осуществляют групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и языка, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.

Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу.

Работа специалистов направлена на:

· содействие физическому и психическому развитию детей,

· вовлеченность ребенка в естественные повседневные жизненные ситуации,

· формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей,

· повышение компетентности родителей

· включение детей в среду сверстников.

Основными задачами специалистов ранней помощи является предоставление возможности родителям приобретать необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей, для того, чтобы избежать, либо снизить отставание в развитии и степень выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка.