ОНИ ПРОСТО ДРУГИЕ,
ИМ ТОЖЕ НУЖНО ДАТЬ ШАНС
ЛЮБИТЬ, МЫСЛИТЬ, УЧИТЬСЯ, МЕЧТАТЬ!
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
По данным ВОЗ, сегодня примерно каждый 59 новорожденный имеет признаки расстройства аутистического спектра (РАС).
Аутизм не болезнь – это нарушение функционирования организма и развития. Помочь человеку с РАС может ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение.
Ранний детский аутизм (РДА) — форма дисгармоничного, нарушенного формирования психики, при котором наиболее страдает развитие социального аспекта интеллекта. У таких детей нарушена направленность и регуляция поведения, но при этом часто сохраняются формальные интеллектуальные возможности. У них вырабатывается стойкий дефицит общения со слабой выраженностью эмоций. Дети-аутисты погружены в свой внутренний мир и плохо идут на контакт с окружающими.
К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями.
Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.
Эти расстройства проявляются нарушениями в трех сферах:
1. В том, как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
2. В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)
3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).
Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм.
Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку. Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.
Люди с аутизмом могут быть гиперчувствительные к внешним раздражителям: уличному шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям.
Аутизм начинает диагностироваться с 3-х лет, но некоторые особенности поведения ребенка проявляются раньше. Например, малыш может стремиться к уединению, показывать равнодушие в ответ на родительскую ласку, резко и внезапно реагировать на любые перемены в окружающей действительности. Многие дети демонстрируют непонимание правил самообслуживания – поздно учатся умываться, пользоваться туалетной бумагой, держать вилку и чистить зубы. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным – от глубокой умственной отсталости, до феноменальной одаренности в науке, искусстве и спорте. От полного отсутствия речи до гиперобщительности. Многие известные гении, среди которых Ван Гог, Моцарт, Мария Кюри и Перельман, Билт Гейтс страдали от расстройств аутистического спектра.
Мифы об аутизме:
- Все дети с аутизмом агрессивны.
- Все гениальны.
- Не способны чувствовать и переживать
- Замкнуты и не хотят общаться.
- Все умственно отсталые.
Главное отличие человека с аутизмом – его уникальное восприятие мира. Важная задача близкого окружения – подстроиться под его восприятие, а не пытаться навязать свое.
Например:
- Общаться с ребенком на те темы, которые ему интересны: так вы раскроете малыша для дальнейших взаимоотношений.
- Общайтесь короткими фразами. Это правило подходит для детей, у которых имеются сложности с восприятием устной речи. В редких случаях может потребоваться перейти на письмо.
- Рисуйте схемы! У большинства людей с аутизмом, отличное визуальное мышление, им гораздо проще воспринимать мысль, нарисованную на бумаге. Составив своеобразный «язык рисунков», вы сможете со временем коммуницировать с малышом.
- Давайте ребенку время. Не торопите, не злитесь, не задавайте следующий вопрос – не вгоняйте ребенка в неловкое и паническое состояние.
- Пользуйтесь простым языком. Например, садясь за стол называйте блюда и предметы одинаково, чтобы ребенок не терялся.
- Будьте внимательны. Проявляйте чуткость и участие. Не думайте, что если ребенок молчит или не реагирует на вашу ласку, то он намеренно пытается вас задеть. Относитесь к этому с пониманием.
- Говорите конкретно и без иронии. Ребенок воспринимает вашу фразу с предельной серьезностью и отвечает так же, он плохо воспринимает шутки и иронию, так как способность к абстрактному мышлению появится позже. Детям с аутизмом следует говорить конкретно, например: «Что это у тебя за игрушка?», «Что ты сейчас делаешь?»
Люди с аутизмом не опасны для окружающих. В незначительной степени аутичные черты имеются у большинства людей.
При правильной реабилитации некоторые люди с аутизмом способны вести самостоятельную жизнь, иметь семью и друзей. Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества.
ВО ЧТО ИГРАТЬ С МАЛЕНЬКИМ РЕБЕНКОМ с РАС:
- Хороводные игры
- Игры с правилами
- Мыльные пузыри
- Игры с водой
- Игры на развитие мелкой моторики.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- Сказкотерапия
- Сенсорная интеграция
- Песочная терапия
- Игротерапия
- Арт-терапия (музыка, Живопись, движение, театр)
- Дельфинотерапия, иппотерапия
- Психогимнастика.
«Красные флажки» аутизма.
До появления бросающихся в глаза симптомов у ребенка, могут быть особенности в поведении, указывающие на наличие аутизма. Интенсивные исследования в области изучения развития детей с аутизмом позволили выявить симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма у маленьких детей. Эти симптомы иногда называют «красными флажками» аутизма.
1. Не реагирует или редко реагирует на имя.
А) Да Б) Нет
2. Постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной к нему речи.
А) Да Б) Нет
3. Не улыбается или редко улыбается другим людям.
А) Да Б) Нет
4. Не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12-ти месяцев.
А) Да Б) Нет
5. Нет лепета к 12-ти месяцам, нет слов к 16-ти месяцам.
А) Да Б) Нет
6. Нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к возрасту 24-х месяцев.
А) Да Б) Нет
7. Утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте.
А) Да Б) Нет
Если вы отмечаете указанные симптомы у вашего ребенка, т.е. большинство ответов «Да», обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.
Эффективным методом коррекции аутистических расстройств считается поведенческая терапия – процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения.
Программы развития детей с аутизмом, основанные на поведенческой терапии, особенно при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации.
Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра
Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.
Расписание/ график дня, правила: разработайте ежедневное расписание дня для вашего дома и как можно строже его придерживайтесь.
- Каждый день ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время.
- Завтрак, обед и ужин должен быть в одно и то же время.
- Прогулка на улице, различные игры (развивающие, интеллектуальные, настольные) должна быть в одно и то же время.
- Составляйте график на ближайшие мероприятия (поход в гости к бабушке, поход в магазин, в музей).
Совет: пожалуйста, не используйте письменные расписания с детьми, которые пока не умеют читать. Это бесполезно. Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и тд). Избегайте переутомления ребенка.
- Используйте фотографии и картинки.
Резкие, неожиданные и значительные изменения дня — это надежный путь к нежелательному поведению или полноценной истерике у вашего ребенка.
- Разработка расписания.
Основанной на том, чем вы занимаетесь каждый день, позволяет ребенку чувствовать больше контроля над окружающей средой.
- Правила поведения
В доме, на улице, в общественных местах надо давать постепенно, они упорядочивают жизнь, делают ее более предсказуемой и спокойной. Правила поведения помогают ребенку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается. Также существуют правила, которые приписывают в обязательном порядке то или иное поведение. Правила должны висеть на самом видном месте.
- Система коммуникации:
Возможно, ваш ребенок может общаться с помощью языка жестов, планшета, системы PECS и так далее.
Самое главное, чтобы все в доме согласились поощрять и принимать именно эту систему коммуникации.
- Если ребенок может говорить, тогда поощряйте его за устные слова и требуйте их.
- Если ребенок может обращаться с жестами, то поощряйте и требуйте от него жесты.
- Начните поощрять только одну систему коммуникации, и убедитесь, что в семье все понимают необходимость этого. Тогда вы быстрее найдете с ребенком общий язык.
Каждый аутичный ребенок уникален сам по себе. Зная общие закономерности развития детей с РАС, можно подобрать ключик, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того, чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст).
Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать. Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.
Памятка для родителей. 10 способов достучаться.
Большая вероятность, адаптации к социуму (если у ребенка сохранен интеллект).
Для того чтобы достичь успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а родители должны приложить максимум усилий дома.
Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью.
- Вводите ребенка в социум.
Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком — не становиться аутичной семьей. Ребенка нужно активно вводить в социум.
- Цель на ближайшее будущее.
Ставьте реальные задачи. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее. Если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок — занимайтесь именно этим.
- Запаситесь терпением.
Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.
- Показывайте разницу.
Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются куличики.
- Будьте последовательны.
Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.
- Учите подражать.
К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать куличики и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать.
Например, делая куличики, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т. д.
- Занимайтесь спортом.
Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право -лево, верх-низ.
- Научитесь отказывать.
Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.
- Соблюдайте ритуалы.
Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем.
Также проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал. Играйте в контактные игры «Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки.
- Не балуйте малыша!
Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.
Самое большое чудо способное победить любой недуг – это вера в успех терпение целеустремленность и самое главное безграничная любовь к своему ребенку.