Учителя-дефектологи:
Пермякова Римма Анатольевна — Старший учитель — дефектолог
Образование: Высшее
Педагогический стаж : 4 года 9 месяцев
Петрова Сахаяна Иннокентьевна
Образование: Высшее
Педагогический стаж: 12 лет 1 месяц
Гордеева Александра Алексеевна
Образование: Высшее
Педагогический стаж: 2 года
Сопова Инна Владимировна
Образование: не оконченное высшее
Педагогический стаж: 4 года
Данилова Саргылана Борисовна
Образование: Высшее
Стаж: 8 месяцев
Паспорт кабинета учителя — дефектолога
Дефектолог — это специальный педагог, который проводит коррекционные занятия с детьми, имеющими различные отклонения развития.
Дефектология – это наука, которая появилась на стыке педагогики и медицины, однако специалист дефектолог не является врачом. Дефектолог является коррекционным педагогом, основная задача которого заключается в организации коррекционного воспитательного и образовательного процессов для детей имеющих ограниченные возможности здоровья. Дефектолог осуществляет коррекционную деятельность не только в ДОУ, но и в школах, социальных и реабилитационных центрах, поликлиниках. Работать дефектолог может не только в индивидуальном порядке с конкретным ребенком, но и с группой детей.
В настоящее время в дефектологии выделяют следующие отрасли:
Олигофренопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные интеллектуальные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость и т.п.).
Сурдопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные проблемы со слухом.
Тифлопедагогика – занимается коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения зрения.
Логопедия – осуществляет коррекционную работу с детьми, которые имеют разнообразные речевые нарушения.
Работа дефектолога в детском саду весьма разнообразна, а ее содержание и направление зависят от конкретных нарушений, выявленных у воспитанников. Непосредственно для каждого ребенка педагог самостоятельно подбирает направления коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида нарушения. Общей целью работы дефектолога в детском саду является формирование у каждого ребенка устойчивой мотивации к обучению.
Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:
Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка. Например, педагог устанавливает, как ребенок вступает в контакт, каков у него рабочий темп, обследуется понимание устных инструкций, слуховое и зрительное восприятие.
Второй этап — разбивка детей на группы, в зависимости от полученных результатов обследования. В том случае, если ребенок не способен работать в группе (например, аутисты), то для них занятия будут проводиться индивидуально.
Третий этап – непосредственно коррекционная работа, по индивидуально составленным планам.
Проведение дефектологом занятий осуществляется в следующих направлениях:
Ознакомление с окружающим миром – направлено на формирование представлений о мире, природе, животных и явлениях; развитие ответственности и внимательности за собственные действия.
Развитие элементарных математических представлений – педагог знакомит детей с величиной и формой предметов, а также их иными характеристиками.
Большое внимание дефектолог уделяет сенсомоторному развитию у детей. С детьми проводят пальчиковые игры, конструирование с использованием различных по размеру деталей, обследование разнообразных необычных предметов, природных материалов и т.д.
Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с их родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.
Еще одним немаловажным направлением является работа по формированию у детей навыков самообслуживания. Это связано с тем, что зачастую родители стремятся во всем помогать ребенку, порой даже делая за него большую часть работы и тем самым лишая его возможности быть самостоятельным и обслуживать себя самому. Самостоятельность и самообслуживание имеют большое значение для дальнейшей успешной жизнедеятельности ребенка. Не всегда рядом с ребенком смогут быть взрослые, именно поэтому важно привить жизненно необходимые навыки. К таким навыкам относятся – самостоятельно одевание, уборка за собой игрушек и вещей, умение вымыть руки и лицо, приготовить чай и т.д.
Таким образом, работа дефектолога в детском саду заключается в организации эффективного коррекционного образовательного процесса в зависимости от вида нарушения у ребенка; формирование необходимых навыков для успешной адаптации и социализации в современном обществе.