Что такое служба ранней помощи?
Программы раннего вмешательства (early interventional programs) были впервые разработаны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни. Их цель – как можно раньше выявить проблемы или нарушения в развитии ребенка и оказать соответствующую помощь ребенку и его семье.
Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Согласно Концепции, принято использовать термин «ранняя помощь» вместо термина «раннее вмешательство»
Согласно своей цели, программы ранней помощи охватывают период с момента рождения ребенка до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).
Программы ранней помощи предназначены для всех семей с детьми, имеющими риск отставания или нарушения в развитии. Иногда с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов в его развитии. Часто это касается детей, которым сразу после рождения был поставлен диагноз (например, синдром Дауна), детей, родившихся недоношенными, с малой массой тела, или детей, которые были прооперированы сразу же после рождения. Даже до того, как ребенок будет выписан домой из больницы, родители могут нуждаться в консультации специалистов по ранней помощи о том, как развивать ребенка. Некоторые дети могут появиться на свет без каких-либо проблем, но их развитие может происходить медленнее, чем у остальных детей, или отличаться от типичных образцов развития.
Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни. А именно:
- Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)
- Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
- Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
- Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
- Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).
Индивидуальные программы ранней помощи носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами.
Общая информация
Какие шаги необходимо предпринять семье, чтобы попасть в программу ранней помощи?
Шаг 1. Первичное обращение
Для того чтобы записаться на консультацию в службу ранней помощи МБДОУ д/с №1 «Звездочка», необходимо позвонить по телефону +7(4112) 31-94-98
Мы зафиксируем ваше обращение, а также ответит на интересующие Вас вопросы. В течение 1 недели Вам перезвонят и пригласят на первичный прием.
Шаг 2. Заполнение анкет развития
Перед первым посещением нашей службы просим Вас обязательно ознакомиться и заполнить указанный специалистом вариант оценочных шкал развития (Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3,5 лет»), опросник M-CHAT и др.
Также на приеме желательно иметь с собой всю имеющуюся медицинскую документацию.
Шаг 3. Первичный прием
Первый прием проводят 3 специалиста – дефектолог, логопед и психолог
В ходе беседы с родителями, наблюдения за свободной игрой ребенка, игрового контакта с ребенком специалисты оценят актуальные навыки и сильные стороны малыша, обсудят результаты оценки по шкале KID или RCDI, и в заключении сделают выводы – имеются ли у ребенка ограничения жизнедеятельности, и какая программа поддержки ему рекомендована.
Шаг 4. Решение об участии в программе ранней помощи и планирование оценочных процедур
Для качественного составления Индивидуальной программы ранней помощи и планирования целей вмешательства специалистам потребуется несколько встреч для проведения углубленной оценки навыков, сбора информации о ежедневных жизненных ситуациях, в которых ребенок регулярно оказывается. Ведущий специалист совместно с семьей обсуждает план проведения оценочных процедур и дату предполагаемого начала реализации программы.
Консультирование/ составление рекомендаций
В случае отказа родителей от услуг службы ранней помощи, специалистами службы могут быть даны рекомендации родителям по дальнейшей поддержке развития ребенка. В любом случае, за семьей оставляется право повторного обращения в службу ранней помощи.
Специалисты ранней помощи
В группе «Служба ранней помощи» работает:
- педагог-психолог,
- учитель-дефектолог,
- учитель-логопед,
- инструктор по ЛФК,
- музыкальный руководитель
- массажист и детский невролог (по запросу)
На основании проведенной оценки специалисты планируют и осуществляют групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и языка, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.
Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу.
Работа специалистов направлена на:
· содействие физическому и психическому развитию детей,
· вовлеченность ребенка в естественные повседневные жизненные ситуации,
· формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей,
· повышение компетентности родителей
· включение детей в среду сверстников.
Основными задачами специалистов ранней помощи является предоставление возможности родителям приобретать необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей, для того, чтобы избежать, либо снизить отставание в развитии и степень выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка.